Свободная продажа алкоголя на АЗС может стать большим искушением

23 марта 2017

К такому выводу пришли общественники при обсуждении соответствующих законопроектов

Общественная палата Хабаровского края приняла участие в общественной экспертизе двух проектов федеральных законов «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Одна из инициатив, предложенная членом Совета Федерации Г.И. Орденовым – разрешить розничную продажу на автозаправочных станциях алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции.

По мнению членов Общественной палаты Хабаровского края, данный законопроект идет вразрез с государственной политикой по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Во-первых, послабление предлагаемой продажи алкогольной продукции на автозаправочных станциях (АЗС) ненамного повысят рентабельность автозаправочных предприятий, так как целью создания АЗС является продажа топлива для автомобилей, и продажа иной продукции не является основным видом их деятельности.

Во-вторых, продукция, продаваемая на АЗС, должна учитывать потребности водителей. Любой уважающий себя водитель не позволит себе покупать спиртное за рулём. Свободная продажа слабоалкогольных напитков на АЗС может стать большим искушением для молодых людей, которые ездят на мопедах, моторных велосипедах и автомобилях. Вряд ли кто-то на АЗС в населенных пунктах, удаленных от областных и районных центров будет спрашивать их возраст и паспорт, а также соблюдать временной режим продажи алкоголя. Совокупность всех вышеперечисленных факторов может спровоцировать дорожно-транспортные происшествия на дороге.

Второе предложение, внесенное Московской городской Думой – предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции (отдельных видов алкогольной продукции), включая ограничения времени и мест розничной продажи алкогольной продукции (отдельных видов алкогольной продукции), а также полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (отдельных видов алкогольной продукции).

Как указали авторы, данное нововведение направлено, в первую очередь, на борьбу с употреблением слабоалкогольных энергетических напитков.

В настоящее время в 55 субъектах Российской Федерации приняты законы, запрещающие розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих (энергетических) напитков на их территориях, в четырех субъектах приняты законы, вводящие ограничения на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих (энергетических) напитков на их территориях, и в шести субъектах запрет на розничную продажу указанных напитков установлен постановлениями органов исполнительной власти.

Данное предложение нашло поддержку у краевых общественников. Как было отмечено, законопроект, предлагаемый Московской городской думой целесообразен и должен исключить уже возникшие в судебной практике противоречия по применению норм данной статьи закона.

Мнение членов Общественной палаты края направлено коллегам в Общественную палату Российской Федерации для проведения общественной экспертизы.