«Об отдельных вопросах привлечения работодателей к административной ответственности за коррупционные правонарушения»

25 января 2018

Федеральным законом от 25.12.2008 №280-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 19.29, которой предусмотрена административная ответственность работодателей и юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего.

Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» определен ряд специальных требований при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих или заключении с ними гражданско-правового договора, - на работодателя возложена обязанность в десятидневный срок письменно сообщать о привлечении к трудовой или иной деятельности по последнему месту их службы.

С января 2015 года форма и порядок такого сообщения регламентированы Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29). Ранее эти позиции определялись Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №700.

За несоблюдение данных требований наступает устанавливаемая судом административная ответственность. В целях исключения неоднозначности толкования судебными органами положений антикоррупционного и административного законодательства при решении вопроса об ответственности работодателей и юридических лиц 28 ноября 2017 года Постановлением Пленума Верховного Суда России №46 даны соответствующие разъяснения.

Высшим судебным органом страны определено, что письменное сообщение направляется работодателем независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Обязанность, установленную Федеральным законом «О противодействии коррупции», несут организации независимо от их организационно-правовой формы, за исключением государственных (муниципальных) органов.

Сообщения направляются в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Реорганизация или упразднение государственного (муниципального) органа, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу, не освобождает работодателя от исполнения обязанности по направлению сообщения, поскольку данная информация направляется тому органу, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного) органа.

Десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим начинается со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом.

Новый руководитель организации не может быть привлечен к административной ответственности за правонарушение, совершенное до его назначения на указанную должность. Однако это не исключает его обязанности принять меры к их устранению и направлению соответствующего сообщения.

А прекращение трудовых отношений с прежним руководителем организации, допустившим в период исполнения им своих служебных обязанностей нарушение указанных требований Федерального закона «О противодействии коррупции», не исключает привлечения его к административной ответственности в качестве должностного лица.

При назначении административного наказания суд вправе установить его размер ниже низшего только в отношении юридического лица, а в отношении граждан и должностных лиц данное положение не подлежит применению.

Административное нарушение может быть признано судом малозначительным только в том случае, когда оно не повлекло существенное нарушение охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции - например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой информации. В остальных случаях оно не может быть признано малозначительным.

 

Марина Красильникова,
старший прокурор отдела по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции
прокуратуры Хабаровского края